Контактное время: 11:00 - 20:00
Номер телефона: +7 (903) 740-55-40

ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ

как острый психологический кризис

Интерес, как базовая мотивация к действию и общению с людьми, бывает порой «отработан» и выброшен за борт самой жизнью. Как будто закончился какой-то жизненный цикл, и дальше незачем жить. Человек к чему-то искренне стремился, кого-то глубоко любил, чему-то был искренне предан, и вдруг получил удар на поражение, которого не ждал. Этот удар перевернул весь его внутренний мир, и лишил всякой привлекательности мир внешний. Какие-то обязанности, какие-то обстоятельства ещё заставляют переставлять ноги, но от прежней вовлечённости не осталось и следа. Вместо прежних вопросов из серии почему и как, остался только один тупой риторический вопрос– зачем?

Это удар сразу по нескольким фронтам нашей жизнеспособности: энергетическому, или ресурсному; экзистенциональному, или смысловому и коммуникационному, или связывающему нас с другими людьми.

  • Во-первых, это состояние на бреющем полёте. Удар, травма, потеря отняли столько сил, что их почти не осталось. Но что хуже всего, эти обстоятельства перекрыли сам источник ресурсов. Внутренняя энергия не пополняется.
  • Во-вторых, это состояние потери прежнего смысла жизни. А нового просто нет.
  • В-третьих, это состояние полного внутреннего одиночества, потому что ни один человек на свете не может испытывать в точности тоже. Опыт у нас всех в деталях различный.

Наиболее настойчивые желающие нас расшевелить, как правило, даже не скрывают, что заинтересованы лишь в нашей дееспособности. Поэтому, они как правило не замечают, что своим безудержным энтузиазмом обесценивают сам смысл страданий, которые мы испытываем.

Усталость, психическое расстройство или кризис?

Острота феномена потери интереса к жизни проявляется в различных контекстах по-разному. В бытовом контексте он, как правило, означает сильное переутомление или интеллектуально-эмоциональное выгорание. Попросту говоря, человек сильно устал и вымотался, и, следовательно, нуждается в хорошем отдыхе, прежде чем опять смочь загореться каким-либо смыслом для нормального продолжения деятельности.

В таком формате тоже есть психологический аспект, так как восстановление требует уважения к собственным нуждам, понимания и принятия своего объективного состояния, поиска и освоения внутренних и внешних ресурсов. Мы живём под воздействием множества личных, семейных и социальных установок, и часто отказываем себе в элементарном контроле за собственным здоровьем. Однако в целом, без осложняющих обстоятельств, проблема в этом контексте вполне может быть решена без профессиональной помощи. Это означает, чтобы начать поправляться, нужно начать о себе заботиться, проникнуться собственным пониманием, что, окончательно выйдя из строя, никто никому и ничему уже не поможет. Однако, для людей, переживающих это состояние на более глубоком уровне, вышесказанное не довод, и эта логика не поможет начать двигаться со дна вверх.  

С другой стороны, в медицинском аспекте эта тема может проявляться, например, как симптом тяжелых степеней депрессии (см. статью). В этом случае рекомендуется обратиться к психиатру для постановки диагноза и при необходимости прохождения лечения под наблюдением врачей.

Кризисы травматические и этапные

Между сильной усталостью и непроизвольным отключением ума и воли лежит довольно обширное поле приложения усилий практических психологов. Это поле в целом характеризуется сведением потери интереса к жизни как к кризису потери смысла жизни. Такая потеря может быть связана с сильным травматическим событием. В моей практике встречались следующие категории психологических травм, приведших к потере интереса к жизни:

  • потеря значимого близкого;
  • болезнь, резко изменившая жизненный статус (онкология, потеря конечностей или функциональности);
  • резкие изменения в жизненной среде, подорвавшими прежние представления о мире (от травматичного переезда, развода или увольнения, до войны, плена, тюремного заключения);
  • крупной профессиональной или личностной неудачей, остро негативно изменившей внутреннее представление о себе.

Но бывает и другой тип, это циклические или возрастные жизненные кризисы, когда ум решительно не принимает факт перехода на следующий этап жизненного цикла, воспринимает его как конец. Примерами плохой совместимости с жизнью этого типа являются подростковые суицидальные синдромы, острые кризисы среднего возраста, уходы пожилых людей из дома.

Основания обращения за помощью

В обоих случаях общим основанием обращения за профессиональной помощью является объективная или субъективная необходимость. К объективной необходимости относятся:

  • мысли о самоубийстве,
  • затяжной характер страдания,
  • непереносимая душевная боль,
  • психосоматические проявления.

 К субъективной необходимости относится эмоциональная готовность или выраженная потребность человека принять помощь профессионала, не дожидаясь появления серьёзных последствий.

В данной статье пойдёт речь о потере интереса к жизни, как к феномену жизненного психологического кризиса.

Какие формы душевного или физического недомогания сопутствуют вашему внутреннему состоянию? Составьте список. Если в нём окажется нечто, подпадающее под мою характеристику «объективная необходимость», то чем скорее вы обратитесь к специалисту, тем скорее сможете испытать облегчение и сэкономите больше сил для скорейшего возвращения к полноценной жизни.

Как устроена наша психика?

При всей сложности и абстрактности понятия «психика», для нашей темы важно, что её сущностной характеристикой является сознание. В современной науке понятие «сознание» не уступает по сложности определению психики, однако, аюрведическая психология даёт нам весьма полезное умозрительное представление о его структуре. В соответствии с этим представлением, индивидуальное сознание может быть представлено пятью слоями осознавания, которые мы вполне можем отождествить с категориями современной общей психологии (помещены в скобки):

  1. телесного (ощущения),
  2. нервно-эмоционально-чувственного (рефлексы и эмоциональное восприятие),
  3. инстинктивного (рефлексивное восприятие и мышление),
  4. интеллектуального (формальное восприятие и мышление) и
  5. интуитивного (творческое восприятие и мышление).

Соответственно, эти типы осознавания подразделяются на три уровня сознания разной плотности:

  1. грубого (физического), I тип осознавания;
  2. тонкого (витального), типы осознавания со II по IV;
  3. причинного (духовного), V тип осознавания.

Особенностью природы этих уровней является то, что высший по иерархии пронизывает сверху вниз низшие, и становится его ядром или «душой». Таким образом, витальный уровень будет душой физического тела, а причинный уровень – душой человека в целом. Здесь уместно будет вспомнить, что само слово «психика» лексически произошло от греческого корня для обозначения души.

Рис.1. Структура индивидуального сознания.

Несмотря на то, что физическое тело, само по себе не принимает участия в высшей нервной деятельности, мышлении и прочей не телесной деятельности (что в средневековье послужило основанием фундаментального разделения природы тела, ума и души) его органы являются непосредственными операторами этой активности. Для этого у человека помимо пяти органов действия (органы речи, руки, ноги, гениталии, анус), есть ещё и пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос). Так как через эти органы осуществляются функциональные цепочки взаимодействия всех слоёв индивидуального сознания и их связь с внешним миром, то получается, что наш опыт накапливается не только в памяти (витальная структура), но и в теле (физическая структура). Поэтому, в телесно-ориентированной психологии используется принцип, давший название известной книге Бессела Ван Дер Колка (2020) «Тело Помнит Всё».

Реакция сознания на кризис

Хотя физическое тело является вместилищем всех слоёв, пространственные проявления более тонких уровней выходят за пределы границ физического тела тем больше, чем более они развиты. Так индивидуальная душа интуитивно связана со всей вселенной, мысль может обнимать весь мир, а чувства могут проникать в сердца других людей. Получается, что «энергетически» физическое тело находится внутри ауры души, ума и жизненной энергии (см. Рис.2).

Рис.2. Слои сознания во взаимодействии со средой.

Конечно, всё это звучит скорее литературно, чем научно, но правда заключается в том, что эта структура реально описывает механизм нашего взаимодействия как с благоприятными, так и с неблагоприятными психологическими факторами.

Первыми встречают вызов изменившихся внешних условий — интуитивный и интеллектуальный слои сознания. Если мы обладаем достаточным развитым сознанием, то будем нечувствительны к «нападению» по причине его ничтожности по сравнению с нашим собственным энергетическим потенциалом. В противном случае мы встретим потенциальную угрозу здоровья неадекватной реакцией, которая может даже усилить силу внешнего воздействия (например, отреагировав сигналами типа «страх», «гнев», «ненависть»). 

Дальше внешнее воздействие встретится с нашим инстинктом и пройдёт проверку на укоренённую обученность ума противостоянию этому воздействию в биологическом прошлом. Следующим щитом будет витальный слой, его нормальное функциональное состояние характеризуется на физическом плане таким качеством как иммунитет. Иммунитет может обезвредить потенциальную угрозу, но если неадекватная реакция ума резко уменьшит уровень жизненной энергии, то и иммунитет ослабнет и не сможет эффективно отразить удар.

В итоге, пройдя слои тонкой структуры, неблагоприятный фактор встретится с нашим последним бастионом – природной конституцией (в аюрведе она характеризуется определёнными дошами и гунами). Если природная конституция крепка, то даст адекватную защиту тканям физического тела, если же слаба или истощена слишком частыми провокациями, то болезнь войдёт в ткани, и начнётся цикл её соматических проявлений. Таким образом развиваются психосоматические расстройства.

Рис. 3. Схема развития психосоматического расстройства.

Здоровье – это целостность и гибкость

По существу аюрведическое представление о динамике развития любых расстройств показывает, что соматическая реакция организма всегда вторична по отношению к духовному и психологическому нездоровью. Здоровым же будет такое функционирование внутренних элементов человеческой природы, когда они активны и адекватны воздействиям внешней среды с одной стороны, а с другой стороны, различные уровни или слои этой системы свободно и органично взаимодействуют между собой.

Нарушение целостности

Несоразмерность внешнего воздействия и внутренних сил (уровень развития сознания, иммунитет, природная конституция) может привести к деформации психофизической структуры и в результате она фрагментируется. В обсуждаемом нами случае, эта деформация, как правило, носит характер психологической диссоциации. Психологическая диссоциация выступает в роли блока. Она приводит к тому, что витальная функция (дыхание) замирает, а ум перестаёт осознавать физическое тело, как часть себя. Ум и тело перестают действовать как единое целое. Ум как бы выходит за пределы тела. Диссоциация позволяет переносить боль самого разного порядка, но взамен приводит к частичной бесчувственности и общему понижению осознанности. Поэтому восстановительная программа потери интереса к жизни подразумевает активизацию связей между всеми слоями сознания: телесным, витальным и причинным, т.е. восстановление целостности организма.

Программа восстановления целостности

Первый этап – восстановление целостности эго

Базовой подпрограммой для всех курсов моего подхода является проработка осознания своей личной безопасности. Приоритет безопасности исходит из естественной иерархии нашей внутренней организации. Самый первый тест, который производит во внешнем мире наше сознание, это тест на безопасность. Вы не захотите проявлять интерес к чему бы то ни было, пока не будете чувствовать, что вам не угрожает опасность. Ум беспомощен в одиночку справиться с этой задачей. Ему нужны подтверждения от ощущений (физический аспект) и чувств (тонкий аспект). Поэтому, мы начнём с тренировки пробуждения телесного и витального слоёв сознания. Овладение этими инструментами поможет освоению своих личных границ, а также их адекватному взаимодействию с границами других людей и сообществ.

В результате устойчивое осознание своей личной безопасности освобождает много психической энергии, что делает возможным получение дополнительных ресурсов от своих внешних и внутренних опор. Их нужно найти, опробовать, и научиться подключаться к ним, как к резервным элементам питания автономной нервной системы.

Во-вторых, для поступательного прогресса необходима витальная и эмоциональная стабильность, которую мы будем развивать через упражнения на заземление.

В-третьих, безусловное ощущение личной безопасности и повышение уровня внутренней энергии даст возможность потренировать сознательное перемещение фокуса сознания между его слоями. Освоение этого навыка даст нам возможность расширить произвольный диапазон индивидуального сознания и начать управлять тем самым процессом психологической диссоциации, который спасает нас от сильной душевной боли, но заодно выключает из жизни, отнимая интерес к ней.

Таким образом, по мере того как в безопасной среде удаётся пробудить телесное и витальное осознание, а также научиться контролировать процессы выхода/возвращения сознания в физическое тело, естественным образом возвращается общий интерес к жизни. Результатом завершения этого этапа становится повышение внутренней энергии, выход из эмоциональной летаргии, умение опознавать возвраты симптомов депрессивного состояния и осознанно совладать с ними. Так как в аюрведической психологии единство тела, эмоций и ума называется ахамкара или эго, то можно назвать этот этап — восстановлением целостности эго.

Второй этап – расширение сознания

На первом этапе мы восстановили связь между телом и умом, научились находить внутренние и внешние опоры, и открыли себе доступ к восстановлению витальной энергии. Однако, вместе с возможностью снова чувствовать и ощущать, мы снова открыли путь к восприятию душевной боли. Поэтому, для устойчивого возрождения интереса к жизни необходима полная внутренняя интеграция причин кризиса. Иначе вся поступающая новая энергия будет периодически вытекать в пробоину непроработанного горя.

Теперь нам предстоит понять, принять, благословить произошедшее. Звучит невероятно, но именно так всё и происходит. Понять неприемлемое помогает сначала осознание того, что самое страшное уже произошло. Это факт, он часть истории, а вы сейчас уже в безопасности.  Если мировоззрение вам позволяет, то здесь полезно поисследовать точку зрения Бога. Ведь если всё происходит по Его промыслу, то в самых сложных эпизодах есть смысл, который первоначально непостижим. Сумев понять смысл «удара», вы сможете сделать первый осознанный выдох и вдох. Т.е. снова начать обмениваться с миром энергией, и усилить её круговорот в себе. Единственно, это не так просто и быстро, и происходит не на уровне интеллекта, а глубже.

Смрити-Медитация

Глубинная психология, в моём случае это древнейшая аюрведическая психологическая практика Смрити-Медитации, поможет пережить новый опыт на глубоком психологическом уровне. Наградой за усилия на этом поле будет прощение своей глубочайшей обиды на жизнь, что равносильно прорыву сквозь плотные дождевые облака страха и отчаяния, снова к Солнцу жизни! Благодарность и благословение, возникают здесь не как эмоциональные эпитеты, а как физическое ощущение лёгкости и освобождения от прежнего давления. Можно со всей ответственностью сказать, что это переход с одного уровня понимания себя и мира на новый, более высокий. В современной физике такой переход называют квантовым скачком.

Как правило, на этом этапе сеансы подходят к логическому завершению, и обновленный человек возвращается к полноценной жизни. Однако, если ваш обрыв интереса к жизни был связан с поражением в битве с непокорённой амбициозной высотой, и вы уже готовы к повторной попытке, то очень продуктивной завершающей фазой будет тренировка вашей готовности к новому штурму по методикам экспозиционной психологии.

Заключение

В этой статье потеря интереса к жизни рассматривается не с бытовой или медицинской точки зрения, а как психологический кризис потери смысла жизни. Этот кризис может быть связан с психологической травмой или возрастным переходом. Он сопровождается сильным снижением жизнеспособности в ресурсном, экзистенциональном, и коммуникационном аспектах. Реакцией психики на кризис порой является фрагментация её структуры. При этом защитным механизмом может выступать психологическая диссоциация.

В рамках моего авторского подхода возвращению интереса к жизни эффективно помогает комплекс психофизических упражнений по восстановлению связей осознанности между всеми тремя уровнями функционирования сознания: физического, витального и причинного. В комплекс этих упражнений, помимо аналитической работы входят практики по внутренней интеграции:

  • личной безопасности;
  • личных границ, а также их суперпозиции с границами других людей и сообществ;
  • внутренних и внешних опор;
  • физического и психологического заземления;
  • расширения сознания.

Практика расширения сознания рекомендуется только после восстановления базового статуса жизнедеятельности и проходит в два этапа. Первый – в рамках восстановления внутренней целостности с помощью тренировки произвольного перемещения фокуса сознания между его вертикальными уровнями. Второй – путём восстановления единства с внешним миром с помощью методики глубинной психологии, известной в аюрведе, как Смрити-Медитация. В заключение курса, при наличии оснований могут выполняться тренировки готовности психики к новым вызовам по методикам экспозиционной психологии.

Таким образом, в процессе систематической работы над своим глубинным кризисом, восстанавливается не только потенциал к продолжению полноценной жизни, но и происходит переход на следующую, более высокую стадию личного развития.

Я очень надеюсь, что эта статья помогла вам почувствовать, что даже самое глухое отчаяние имеет свой срок и запас прочности, что оно конечно и преодолимо, что есть средства совладания и победы над навалившейся напастью. Хотя никто на свете не может чувствовать точно тоже, что чувствуете и переживаете вы сейчас, очень многие люди всё же прошли через подобные испытания, став сильнее, мудрее и счастливее. Терпения, веры, сил и доброй поддержки вам в этом испытании!

Подписаться
Уведомить о
guest
3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина
Ирина
2 лет назад

Спасибо за интересную статью!

Татьяна
Татьяна
1 год назад

Статья интересная. Благодарю.